У меня уже выходил пост о том, что логичнее сначала потратить часть сбережений на покупку автомобиля и спустя время покупать недвижимость. Это позволит наилучшим способом защититься от инфляции, если вы не торгуете на фондовом рынке, а машина и квартира вам необходимы, то есть вы покупаете их с целью жить и ездить, а не как инвестиция для перепродажи.
Логика в этом достаточно простая: из-за инфляции себестоимость производства новых автомобилей будет быстро расти. При этом срок эксплуатации у них довольно низкий (7-10 лет). В отличие от недвижимости, у которой срок эксплуатации на порядок выше. А по большинству крупных городов бывшего СССР нового жилья построено больше, чем есть реально платежеспособного населения на него.
Но есть еще ряд интересных факторов, которые будут толкать цену автомобилей на вторичном рынке вверх, а цену квартир вниз.
Например, японская Subaru приостановила свое производство на три недели. За это время автопроизводитель мог выпустить 70 тысяч автомобилей. И это лишь один случай. Ведь сейчас почти все автомобильное производство в мире замерло. Объективно, более чем на месяц. То есть, не будет выпущено в срок несколько миллионов автомобилей.
Со временем все это создаст дефицит на рынке. Такие простои неизбежно вызовут закрытие части заводов или вовсе банкротства автопроизводителей. При этом срок эксплуатации у автомобилей довольно низкий. Примерно через 7 лет активной езды дешевле купить новую машину, чем ремонтировать старую.
Безусловно, спрос на новые автомобили упадет (люди по всему миру урежут расходы), но, тем не менее, автомобили все равно будут нужны. Для сервисов такси, каршерингов, госучреждений, и так далее. Да и не все же перестанут их покупать. Спрос все равно останется довольно высоким. Одновременно с этим, производство сильно сократится, а цена из-за инфляции вырастет, что подтолкнет цену на вторичном рынке автомобилей вверх.
Но почему на рынке недвижимости не будет тех же процессов? Как я сказал, слишком большой срок эксплуатации. Соответственно, недвижимость в конкретных районах в течение года спокойно может падать в цене в 50-70% вообще без строительства нового (в том случае, если спрос на него упадет). А он, безусловно, сильно упадет из-за ипотечного дефолта.
Есть еще одно важное отличие вторичного рынка недвижимости от рынка подержанных автомобилей. Представитель зажиточных слоев общества может владеть 10, 20 и даже 50 квартирами в городе. При этом на балансе у него будет 2, максимум 4 автомобиля. И когда таким людям нужно будет получить наличные во время кризиса, они гораздо охотнее будут продавать одну из своих квартир, чем автомобиль. Ведь в этих квартирах они все равно не живут, а лишь сдают, или брали с расчетом на перепродажу по более высокой цене. А вот на машине все равно нужно ездить, и нет никакого смысла продавать ее за полцены. Все равно потом придется покупать гарантированно дороже. Так что на вторичном рынке автомобилей мало кто из продавцов будет готов сильно двигаться по цене, в отличие от рынка недвижимости.
Вообще, если сидите на Авито или еще каком-то агрегаторе объявлений, рекомендую иногда заходить в карточку продавца и смотреть на другие его объявления. Часто можно найти очень интересные случаи: когда один человек сдает или пытается продать по 30-40 квартир / загородных домов. Часто для этого используются марионеточные агентства недвижимости, которые работают фактически на одного человека. Это легко определить по тому, что у них мало квартир выставлено на продажу, много квартир из одного дома и практически нет старого жилья (дома, которым по 30 лет и более). А в квартирах часто сделан похожий ремонт.
Так вот, если такие аккаунты-многоквартирники попадаются довольно часто, то людей, которые продают сразу по 20-30 своих автомобилей, я еще не встречал.